Преподобный Филипп Ирапский. Образ на раку
1669 год.
Высота 180,5 см.
Дерево (доска из двух частей), две
врезные сквозные шпонки.
Левкас, яичная темпера.
Икона поступила в Череповецкий
краеведческий музей в 1927 году из Казанской церкви Свято-Троицкой
Филиппо-Ирапской пустыни.
Реставрация: ВХНРЦ, 1991 – 1992 гг.
Укрепление. Удаление олифы, загрязнений. Восполнение утрат левкаса.
Тонирование. Покрытие защитным слоем. Вощение тыльной стороны и торцов.
Икона первоначально находилась на раке Преподобного в соборной церкви Святой Живоначальной Троицы,
затем после поновления находилась в церкви Казанской Богоматери, в иконостасе
за левым клиросом.
Надпись в 11 строк по нижнему полю иконы
Ае. [1-е] Угодник Божий Филипп Ирапский,
уроженец Вологодской губернии, в сиротстве именем Христовым воспитывался. В той же губерни пришедъ въ Корнилиевъ монастырь на жительство ВI-ти летнего возраста, съ
собою принесе образъ Казанския Богоматери, едину имея наследством от родителей,
по примеру древних святых, в лето от сотворения мира (…)*. В
подвижномъ житии, в том же монастыре пострижен самим Преподобным Корнилием, ЕI-ти лет. Потом
произведен во священнический чин, Вологодским
епископом.
Ве. [2-е] Некогда угоднику молящуся в
полунощи перед образом Казанския Богоматери глас от образа, и сияние великое, и
гла[гола]ше: рабе мой Филиппе, место сие тебе
упокоение. Воззрев же преподобный во оконце, и видя
столп огненный, на столпе же показовахуся три лица идеже ныне обитель, от
сотворения мира в лето (…).
Ге. [3-е] С благословением отца своего
Корнилия и вселися в пустыню: воспомянув огненный столп и три лица: посему
устрои часовню, а потом сооруди и церковь во имя Святыя Троицы, в коей и мощи
почивают на левой стране. Преставился преподобный от
сотворения мира в лето (…).
Де. [4-е] Преподобный отец наш Филипп
явися во сне старцу Феодосию, повелевая ему написать образ и положить на гробе
его: который образ и находится при мощах, в лето (…).
Ее. [5-е] Паки явися Преподобный во сне
Феодосию, повелевая ему соорудить церковь во имя Казанския Богоматери в лето
сотворения мира (…). Сим угодник сам свидетельствует
чудотворение образа, который находится при мощах.
Е. [6-е] Поновлен образ Преподобного во обители Тихфинской и освящен при чудотворном образе Божия
Матери: во свидетельство освящения с чудотворного образа наложена лента, яко
омофором покрыв угодника своего и поклоняющихся ему, в лето от рождества (…),
ноембрия Л [30] дня.
*
Даты не приводятся, так как в литературе имеются разночтения в них. Например,
год основания обители в разных источниках указывается 1512 и 1517.
Вернуться на предыдущую
страницу