Вернуться на главную страницу

 

Экскурсионная программа «Устюженская старина»

 

▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬

 

Где  течет  широкая  вода

 

с  ласковым  названием  Молога...

▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬

 

Это было не только до эмиграции, но даже до революции, даже еще года за четыре до великой войны; право, мне иногда кажется, что случилась эта история лет сто или двести назад.

Я тогда зарылся на всю зиму в новгородскую лесную глушь, в запущенное барское имение Даниловское. В моем распоряжении был старинный деревянный дом в два этажа и в четырнадцать больших комнат…

Никто из соседнего крестьянства не соглашался идти ко мне для услуг или на кухню: ни бабы, ни мужики, ни парнишки, хотя у меня с деревенскими и были прекрасные отношения, хотя крестьянство здесь и считалось бедноватым, хотя я и сулил за пустячную службу царскую плату: целых три рубля в месяц. Обегали вовсе не меня, а именно тот большой, старый, серый с белыми колоннами дом, в котором я жил.

Во всех соседских деревнях: в Трестенке, Бородине, Никифорове, Осиновке, Высотине, Свистунах да, пожалуй, во всем Устюженском уезде, – каждый мужик твердо знал и крепко верил, что в даниловском доме на чердаке находится черный гроб, а в гробе этом лежит огромная страшная мертвая нога, и что по ночам нога эта ходит по всему дому и горько плачет...

А. И. Куприн, 1928 г.

 

* * *

 

История Казанского храма г. Устюжна (скачать, 11 КБ)

 

* * *

 

Выписка из «Сказания об избавлении града Устюжны от безбожных ляхов и немцев»

 

В Смутное время, в феврале 1609 года на Устюжну Железопольскую напал польско-литовский отряд.

В критический момент отражения вражеской атаки устюженские ополченцы и духовенство вынесли на стены осажденного города две главные городские святыни – чудотворную икону Богоматери Одигитрии Смоленской и храмовую икону собора Рождества Богородицы.

В «Сказании…» сообщается: «Граждане же возревше на икону пречистыя Богородицы, вооружившеся без боязни и страха в себе не имеяху, друг ко другу глаголаху: господие и братие днесь прииде час прославити Господа Бога и пречистую Его Богоматерь и святую православную христианскую веру: мужайтеся и крепитися неослабно и не отпадайте надеждею Милости Божия и пречистыя Богородицы помощи и заступления, и умрем вси за святыя Божия церкви и за православную христианскую веру, яко да помилует нас Господь Бог наш и прославит пречистую свою Матерь, нашу заступницу и помощницу, и избавит нас от нахождения иноплеменных».

После этого с новыми силами устюженцы ударили по противнику и отбили приступ. Отряду пана Микулая Касаковского взять Устюжну так и не удалось…

 

* * *

 

Из воспоминаний В. А. Соллогуба об истоках сюжета гоголевского «Ревизора»

 

По воспоминаниям В. А. Соллогуба, А. С. Пушкин как-то рассказал Н. В. Гоголю «про случай, бывший в г. Устюжне Новгородской губернии, о каком-то проезжем господине, выдавшем себя за чиновника министерства и обобравшем всех городских жителей».

Сообщив далее о другом аналогичном происшествии (известном также и из других источников) с самим А. С. Пушкиным, которого в 1833 году во время его поездки за материалами для «Истории Пугачева» приняли за «тайного ревизора», имевшего будто бы предписание «обревизовать секретно действия оренбургских чиновников», В. А. Соллогуб заключил: «На этих двух данных задуман был “Ревизор”, коего Пушкин называл себя всегда крестным отцом».

В. А. Соллогуб. Воспоминания. – М.: 1931.

 

 

Письмо-запрос новгородского губернатора А. У. Денфера

устюженскому городничему И. А. Макшееву

 

“Милостивый Государь мой Иван Александрович.

Известясь частно, что проезжающий из Вологды на собственных лошадях и в карете некто в партикулярном платье с мальтийским знаком проживает во вверенном Вам Городе более пяти дней, [а] о причине столь долгого его нахождения, ниже и того к какому он классу людей принадлежит, никто из жителей даже и сами Вы не знаете, … необходимостию считаю иметь от Вас сведение, по какому случаю проживал он в Устюжне, не входил ли он в общественные собрания и в присутственные места и не обращал ли он какого либо внимания на какие-нибудь предметы; если же он и ныне находится в Устюжне, спросить о звании его и меня без промедления времени уведомить.

С почтением имею честь быть, милостивый Государь мой.

Ваш покорный слуга Август Денфер. 20 мая 1829 г.”

 

 

Донесение Новгородскому гражданскому губернатору

Устюженского городничего

 

“Почтеннейшее письмо Ваше 27 мая имел счастье получить, на которое имею честь донести, что точно 10 мая был приехавший в вверенный мне город отставной подпоручик, вологодский помещик Платон Григорьев[ич] Волков… В присутствие не входил… Просил показать острог… Брал у штаб-лекаря лекарство… В соборе служил молебен… Все оное делал отношением к лицам, до кого касалось, самым вежливым образом…

29 мая 1829 г.”

 

* * *

 

Фрагмент письма А. И. Куприна в Ялту М. П. Чеховой (май 1906 г.)

 

“Я теперь живу: Новгородская губерния, Устюженского уезда, почтовая станция Круглицы, имение Даниловское.

Старая усадьба, дом с колоннами и сторожевой узорчатой башней; сад такой густой, что в нем в полдень темно, и этого благополучия на три десятины; три аллеи – берёзовая, липовая и кедровая, пруд с карасями…, рядом роща 300 десятин; за обедом брага-пиво, холодная и хмельная; под окном все бело и лилово от сирени, мычат коровы, скрипят ворота, кусают комары, мошкара лезет в уши, в глаза и в нос.

На 50 верст вокруг нет аптеки, мужики стоимость продуктов определяют не копейками, а водкой: “да што, дайте на бутылочку или на полбутылочки”, у девок одежды наполовину белые, наполовину красные с чудесными узорами; названия рек и сел живописные: Звана, Ижина, Портново.

Сейчас в саду чокают дрозды и поют малиновки, пахнет сиренью. Вот бы сюда милого Ивана Бунина…”

Хозяйка Чеховского дома. – Симферополь, 1969.

 

 

Усадьба Даниловское

 

Дворянская усадьба Даниловское – это большой деревянный дом с мезонином, башней, портиком тосканского ордера, балконом-гульбищем, колоннами, лестницами, комнатами анфиладой, печами и каминами; рядом с домом – старинный парк (с аллеями, водоемами-прудами, цветниками), сосновая аллея.

Сельцо Даниловское было пожаловано Батюшковым в 17 веке. Усадебный дом был построен ещё в конце 17 века Львом Андреевичем Батюшковым (дедом поэта К. Н. Батюшкова), перестроен в 1812 – 1813 гг.

В 1780 году была построена каменная Спасская Даниловская церковь с престолами Спаса Нерукотворного образа, апостола Андрея Первозванного и Архангела Михаила. Место, где находилась церковь и дома семей священнослужителей, называлось Попиха или Попов пуп. Ныне церковь не существует; на месте церкви находится заросший березами холм в северо-восточной части парка.

В усадьбе прошли детские годы выдающегося русского поэта Константина Николаевича Батюшкова (1787 – 1855). Позже владельцем усадьбы являлся его младший сводный брат Помпей Николаевич Батюшков… Последним владельцем усадьбы был литературовед Федор Дмитриевич Батюшков (1875 – 1920), у которого часто гостил выдающийся русский писатель Александр Иванович Куприн (1870 – 1938).

В Даниловском А. И. Куприн отдыхал и плодотворно работал в 1906 – 1911 гг. В Даниловском А. И. Куприным полностью или частично были написаны: «Река жизни», «Обида», роман «Нищие» (не закончен), «Как я был актером», «Слон», «Изумруд», «Суламифь», главы повести «Яма», «Бедный принц», «Водолазы», «Псы», «Кляча», стихотворение «Ночь в усадьбе» и др.

Впечатления, события, воспоминания, связанные с Даниловским и Устюжной, отражены А. И. Куприным во многих замечательных произведениях: «Черная молния», «Попрыгунья-стрекоза», «Пёсик - Черный носик», «Завирайка», «Фердинанд», «Племя Усть», «Бредень», «Гранатовый браслет», «Изумруд», «Медведи», «Груня», «Псы», стихотворение «Ночь в усадьбе». В повести «Жанета» один из героев напоминает Ф. Д. Батюшкова.

В 1918 г. усадьба была национализирована. Книги были переданы в национальную библиотеку им. Салтыкова-Щедрина. Служебные строения (кроме дома управляющего) были разрушены. Усадебный дом сохранился, вероятно, благодаря тому, что использовался под конторы и жилые помещения. 7 сентября 1960 г. в связи с 90-летием А. И. Куприна в усадебном доме был открыт народный музей. Около десяти лет велась научная реставрация здания. В 1987 году в связи с 200-летием со дня рождения К. Н. Батюшкова в начале центральной липовой аллеи парка был установлен бюст поэта.

 

 

Воспоминания М. К. Куприной об истоке сюжета «Гранатового браслета» А. И. Куприна

 

Недалеко от Даниловского находилась небольшая усадьба Свистуны, в которой жила Вера Уаровна Сипягина-Лилиенфельд – талантливая пианистка, профессор Петербургской консерватории. В усадьбу к ней часто приезжали гости, устраивались пикники, сама пианистка много играла на рояле.

Один из таких концертов, на котором исполнялась «Аппассионата» Л. Бетховена, описан женой А. И. Куприна Марией Карловной Куприной‑Иорданской в «Годах молодости»:

«Ей было далеко за сорок лет, а личная жизнь её сложилась неудачно. Брак с морским офицером бароном Лилиенфельдом окончился трагически. … Вторично она замуж не вышла. И вот теперь, когда она была некрасивой пожилой женщиной, она снова полюбила. … Он был молод, красив, статен. С ее стороны это была любовь без настоящего и будущего. … В этот вечер она вложила в свою игру то трагическое чувство, каким была ее последняя безнадежная любовь, страдание, которое она должна была глубоко от всех таить. Так, как в этот вечер, никогда раньше она не играла... Ее лицо, освещенное свечами, стоявшими на рояле, было бледно, по щекам катились слезы. Ее игра потрясла всех…»

Пройдет немного лет, и эта драматическая история о безответной любви и волшебная сила музыки отразятся на страницах знаменитого «Гранатового браслета», написанного А. И. Куприным.

Куприна-Иорданская M. К. Годы молодости. – М.: 1960.

 

 

Экскурсионная программа «Устюженская старина»

 

Вернуться на главную страницу

 

Hosted by uCoz